Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса


МДОУ «Центр развития ребенка «Тополек» — детский сад №12» находится в удивительнейшем месте: в 100 шагах от здания детского сада тропинка уходит в рощу, где природа представлена во сем многообразии нашего края — могучие дубы, белые березки, стройные липы, нежный запах трав, тут же сквозь листву блестит серебро озера. Такое естественное природное окружение позволяет нашим воспитанникам во все времена года прикасаться сердцем к родной природе: послушать кукушку и соловьиную трель,  полюбоваться белочкой и рассмотреть ежа, глубже познать  тайну и красоту природы.

Также  природный компонент окружающей среды прослеживается на территории  нашего детского сада: здесь есть  сад с фруктовыми деревьями и кустарниками, разбит огород, где дети своими руками  выращивают овощные культуры и прослеживают их развитие от семени до семени. Это позволяет педагогам активно включать дошкольников в процесс создания эстетической среды.
Уютно расположились клумбы, при дизайнерском решении которых было  учтено  месторасположение клумб, расположение и сочетание цветов (многолетники, однолетники, высокорослые, низкорослые). Чтобы добавить в детский сад цвета и привлекательности мы садим с детьми яркие  цветы (бархатцы, настурцию, ноготки, пионы). В детском саду оформлен пионарий и альпийская горка, где дети имеют возможность вместе с воспитателями наблюдать цветение различных видов цветов с апреля по октябрь, начиная с первоцветов крокусов, подснежников и кончая хризантемами.
Уголок леса, куда ведут нас извилистые тропинки, встречают детей уединенными полянками, пестрым ковром лесных цветов, разнообразием деревьев, красота которых, их формы, окраска крон оживляют участок, позволяют использовать выразительные качества зеленой зоны, воспитывать у детей основы экологического сознания.
Для свободной игровой деятельности на прогулочных участках выделены зоны с соответствующим оборудованием. Основным требованием при оформлении участка является создание единого по стилю оборудования, эстетической целостности среды. Учитываем возрастные особенности и половые различия детей, стремимся внести оригинальность,  художественную образность при решении детских площадок, стремимся максимально использовать изобразительно-выразительные  средства оформления, рельефа и ландшафта территории.
Вот в таком изумительном месте находится наше дошкольное учреждение, где мы в полной мере можем использовать при организации детской деятельности воздействие природного компонента окружающей среды.
Мы рассматриваем условия жизни детей в детском саду как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша.
Среда, постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. Учитывая то, что любая среда оказывает влияние на ребенка, это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, для того, чтобы влияние среды было положительным, она должна быть эстетически организована («по законам красоты») и заключать в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и способствовать развитию дошкольников.
Именно поэтому мы строим свою работу по принципу:  все, что есть в детском саду должно быть приемлемо для детей и ни в коей мере не должно наносить ущерб его благополучию. Окружающая среда  должна обеспечивать развитие и  эмоциональный комфорт, поэтому мы организовываем  ее таким образом,  чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для реализации своих замыслов. Пространство групповых комнат строим так, чтобы дети имели возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально.
Непременным условием построения развивающей среды  в нашем детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. При этом при создании дизайнерского решения в окружающей среде дошкольного учреждения мы выделяем четыре аспекта:
•   социальный,
•    природный,
•    предметный;
•    архитектурно-пространственный.
Социальный аспект заключается во взаимном уважении и доброжелательности сотрудников, взрослых, детей друг к другу. Так в  нашем ДОУ у воспитателей в арсенале множество приемов, которые помогают  вызвать расположение малышей  к детскому саду. В результате чего у детей формируется устойчивая симпатия к воспитателю, которая помогает детям приобрести положительный опыт установления контактов со взрослыми, чувствовать себя комфортно.
Еще одной составляющей социального аспекта являются отношения воспитанников со сверстниками. Педагоги помогают  ребятам наладить контакты между собой, вовлекая их в совместную деятельность,  при которой необходимы согласованные действия, учет мнений и интересов всех. Также обеспечение эмоционального благополучия при взаимодействии со сверстниками достигается через регулярные равномерные распределения подарков детям, празднования дней рождений, уважение личной собственности, сладкие вечера, встречи с интересными людьми, мысленное возвращение к прошедшему дню, когда воспитатель отмечает, как положительно отличился каждый ребенок. Все это позволяет создать в группе атмосферу равных прав, дает почувствовать свою самоценность, поддерживает хорошее физическое состояние, так как между душевным равновесием  и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь.
Природный мир — это природное содержание в дошкольном учреждении (в помещении, на участке детского сада). Природа представлена растениями внутри помещения, аквариумами с рыбами, птицами, животными. Например, в нашем дошкольном учреждении в каждом групповом блоке оборудованы уголки живой природы, где подобраны интересные растения, временные объекты, поделки из природного материала; календари погоды и природы и т. д., помещения дошкольного учреждения задекорированы при помощи цветов разного размера и внешнего вида. Кроме того дизайн территории ДОУ также продуман: расположением игровых, прогулочных участков, спортивной площадки, дорожного автогородка, уголка леса и уголка сада, огородов и цветочных клумб.

DSC00937   DSC00931

 

Предметный мир — мебель, оборудование всех помещений, где живут и занимаются дети, включая произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия.
В МДОУ «ЦРР «Тополек»  центры и уголки детской деятельности в группах размещаются так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
В проекте нашего дошкольного учреждения предусмотрена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослым. Ребенок и взрослый становятся как бы творцами  своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
Воспитатели стремятся к тому, чтобы предметно-пространственная среда в групповых комнатах была как можно более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов детей, его волевых качеств, эмоций и чувств.
Так, например, мы пришли к тому, что помещение групповых комнат удобно использовать по принципу свободного центрирования, т. е. создание таких функциональных центров, в которых материалы, стимулирующие разнообразную деятельность детей, располагают в различных пространствах группы.
Мы стремимся к тому, чтобы среда представляла единый комплекс – цветовой, световой, звуковой, помогающий развитию движений, органов обоняния, осязания и т. д. всё оборудование групп: мебель, игрушки, пособия стимулируют детей к мыслительной деятельности, не угнетают, а радуют, влекут к себе.
Архитектурно-пространственная среда  — здание ДОУ, все групповые, функциональные помещения, кабинеты, лестничные пролеты, территория ДОУ.
Здание МДОУ «ЦРР «Тополек» построено в 1972 году, проектная мощность дошкольного учреждения изначально составляла 280 детей  (на 12 групп). Однако, в групповых блоках для дошкольников от 3 до 7 лет не предусматривались спальни. В 80-е годы был проведен первый частичный капитальный ремонт с реконструкцией. Это позволило оборудовать:
—        физкультурный зал;
—        функциональные помещения: познавательный центр «Лукоморье», изостудию, выставочный зал, планетарий;
—        кабинеты для работы узких специалистов: компьютерно-игровой комплекс, кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, помещение для экспериментальной деятельности;
—        медицинский блок, в который входят: кабинет врача, старших медсестер, изолятор, процедурный кабинет;
—        в групповых блоках для детей с 3 до 7 лет отдельные спальни;
В 2003 году было принято решение открыть на базе ДОУ группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Учитывая необходимость создания комфортных условий для организации жизни и деятельности детей, имеющих нарушения речи, была проведена вторая реконструкция, которая позволила оборудовать логопедические блоки  для детей с задержкой речевого развития.
На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение занималось  вопросами построения предметно-развивающей среды в ДОУ.
В 2008 — 2009 учебном году  был проведен капитальный ремонт дошкольного учреждения, в результате чего коллективу предоставилась очень удобная возможность изменить дизайн всех помещений ДОУ с учетом современных направлений, разработок, требований общеобразовательных программ по дошкольному образованию, санитарно-гигиенических норм и правил.
В дошкольном учреждении была создана творческая группа педагогов , активно принимающих участие в процедуре дизайнерского решения интерьеров помещений ДОУ.
В ходе работы творческой группы педагоги изучали новейшую литературу, представляющей уникальные оформительские идеи и проекты с современным психологическим обоснованием организации окружающей среды. Творческая группа педагогов, изучив литературу, адаптировала идеи дизайнерского решения к своим реальным финансовым возможностям и способностям изменить дизайн помещений ДОУ.
Работа с педагогическим коллективом по данному направлению, повышающая профессиональное мастерство педагогов, ведется постоянно и осуществляется посредством различных форм: проведены   пед. советы, семинары, консультации, собеседования, на которых педагоги знакомились с принципами построения окружающей среды, с основами дизайнерских решений помещений ДОУ с учетом специфики деятельности. Результатом данной работы стали разработка и представление педагогами своих оформительских идей и проектов с учетом психологического обоснования организации окружающей среды, дизайн-проектов спален, раздевалок, игровых, некоторые проекты были утверждены и реализованы.
На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение занимается  вопросами построения предметно-развивающей среды в ДОУ.  В дошкольном учреждении обощен опыт педагогов по теме «Организация предметно-развивающей среды ДОУ». На базе МДОУ «ЦРР «Тополек» — детский сад №12» функционировала школа передового опыта по созданию  комфортной окружающей среды в детском саду. Педагоги ДОУ неоднократно делились опытом работы по данному направлению  на городских методических мероприятиях, на областных конференциях, на семинарах в г.Москве, в 2009 — 2010 учебном году проведены методические объединения для заведующих города (январь 2010 г.) по теме «Организация предметно-развивающей среды ДОУ» и старших воспитателей (мая 2010 г.) по теме  «Дизайн в организации психолого-педагогического пространства ДОУ».
С 2010 года в дошкольном учреждении функционировала стажировочная площадка по теме «Дизайн в организации психолого-педагогического пространства ДОУ»  муниципального уровня, с декабря 2011 года — стажировочная площадка приобрела статус  региональной, которая функционирует  по настоящее время. 

За этот период в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ произошли значительные перемены. В связи с необходимостью открытия дополнительных групп был реконструирован познавательный центр «Лукоморье», изостудия. Теперь в ДОУ функционирует 8 групповых блоков. Имеются кабинеты учителя-логопеда. педагога-психолога, заведующей, методический, физкультурный и музыкальный залы, компьютерно-игровой комплекс, медицинский блок: кабинет врача и медсестры, процедурный кабинет, изолятор.
 
За 2011-2012 учебный год обновлено спортивное оборудование физкультурного зала. В течение 2013-2014 учебного года заменено ковровое покрытие физкультурного зала, пополнено современное спортивное оборудование.
В течение 2013 г. на территории ДОУ построена современная многофункциональная спортивная площадка (мини-стадион): с травяным и современным покрытием из резиновой крошки. 
В 2013-2014 учебном году благоустроен еще один прогулочный участок: построен теневой навес, установлены песочница. малые игровые формы, а также произведен ремонт фасада здания ДОУ, заменены входные двери.
В 2014 году начато строительство спортивно-игровой площадки (спортивно-игрового комплекса) для свободной игровой деятельности.
С учетом предназначения того или иного помещения мы использовали разную стилистику, разное дизайнерское решение при оформлении интерьера официальной направленности.
Так, кабинет заведующей — дизайн интерьера решен в деловом стиле, цветовое решение штор и обоев создают ощущение спокойствия, нежно-зеленых тонов. Выделена рабочая зона руководителя и место приема посетителей.
Методический кабинет — безусловно деловой стиль помещения. Так как окна маленькие и выходят на северную сторону, то решено было за счет цветового решения обоев, штор создать более теплую обстановку. При подборе мебели ориентировались на светлый цвет мебели, т.к. этот цвет визуально не загромождает помещение, не утяжеляет его. Продумано  оформление нескольких зон: информационной, рабочей, общей рабочей и  зоны для педагогов.
Кроме этого, при создании «среды обитания» мы пошли по принципу комплексирования, т. е. создания функциональных помещений, в которых располагаем материалы, стимулирующие деятельность детей именно по определённому разделу.
Кабинет педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов  сочетают в себе и деловой и игровой стиль, данные помещения строго зонированы. При подборе дизайнерского решения кабинетов учитываются цветовые решения, расположение мебели, света, цвета, цвет штор.
Физкультурный зал  имеет светлое цветовое решение (за счет цветового решения стен визуально увеличивается объем помещения), шторы небольшие, чтобы не поглощали много света, не мешали при игре. При дизайне помещения физкультурного зала  использованы элементы декорирования (рисунки на стене, солнышко, цветок здоровья). Однако при дизайнерском решении учтено, чтобы декорирование не выглядело ярким пятном на остальном фоне. Поэтому при оформлении зала использована эстетическая продуманность, оборудование способствует гармоничному воздействию на чувства ребенка. Физкультурный зал на начало учебного года укомплектован современным спортивным оборудованием, необходимым инвентарем.
Музыкальный  зал — выполнен  в таких тонах,чтобы его можно было подстраивать под любой праздник проводимый в детском саду. Дизайн помещения музыкального зала сочетает в себе и строгий деловой стиль и немного игрового стиля. Тон стен выбран светлым, чтобы визуально расширить помещение. Шторы выбраны элементом декорирования — они задают определенный строгий праздничный стиль музыкальному залу. Ламбрикен и портьеры создают обрамление окон и центральной стены в определенном стиле. Цветовое решение штор в музыкальном зале выбрано не случайно — ламбрекен темно-зеленого цвета. Темно-зеленый цвет — цвет спокойствия, благополучия, праздничности, основной цвет портьер — светло-зеленый (на несколько тонов бледнее ламбрекена). Ковер выбран в такой цветовой гамме, чтобы он подходил и к шторам и к мебели ( хохломским стульчикам ) и к полу и стенам.  При декорировании и оформлении центральной стены учитывается тематика праздника, статус мероприятия, проводимого в музыкальном зале — все это дает возможность подстраивать  и изменять дизайн помещения с учетом потребностей. В 2013-2014 учебном году заменено напольное покрытие музыкального зала (линолеум).
DSC00276 DSC00795
DSC00876 DSC00849
В МДОУ функционирует компьютерно-игровой комплекс, дошкольным учреждением обобщен опыт работы по использованию компьютерных технологий в детском саду в старшей и подготовительной группах. Для организации предметно-развивающей среды данного помещения было учтено много факторов к построению пространства: соблюдение санитарных норм и правил, сохранение физического и психического здоровья детей, подвижность пространства, многофункциональность. Однако, с учетом всех требований интерьер  компьютерно-игрового комплекса отличается эстетическим внешним видом, в оформлении интерьера использованы яркие пятна, но они не загружают пространство, а наоборот, насыщают его красками, тон обоев — светлый, так как помещение находится на северной стороне, приятно радует глаз и помогает расслабиться после продуктивной деятельности, посмотрев на искусственный фонтанчик, который присутствует здесь для организации релаксационных упражнений.
Та пространственная среда, которая создана в нашем дошкольном учреждении положительно влияет на эмоциональное благополучие воспитанников, у детей расширяются представления об окружающей красоте, проявляется эстетическое отношение к предметно-пространственной среде, на этой основе  проявляется чувство защищенности, надежности, комфортности.
Таким образом, педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения создан такой дизайн в организации психолого-педагогического пространства ДОУ, способствующий максимальному обеспечению целостности педагогического процесса, качественному росту творческих способностей, эмоциональному и физическому благополучию воспитанников.